Bankiua.com: «Мы создаем интернет-банкинги за 6 месяцев», — СТО Skywell Дмитрий Кузьмин

О том, как разрабатываются интернет-банкинги и куда движется рынок финансовых веб-приложений порталу Bankiua.com рассказал технический директор ІТ-компании Skywell Дмитрий Кузьмин.

Bankiua.com: Сколько времени обычно занимает разработка интернет-банкинга?

Д.Кузьмин: Все зависит от особенностей заказа. Одним клиентам нужен быстрый выход на рынок и они нуждаются лишь в базовом функционале. Другие хотят стартовать с расширенным перечнем возможностей. У третьих уже есть интернет-банкинг, но их интересует добавление эксклюзивных функций, которых нет у конкурентов. В среднем весь процесс занимает до шести месяцев.

Bankiua.com: Команду из каких специалистов вы задействуете к процессу разработки?

Д.Кузьмин: Над проектом работает много разных специалистов. На начальной стадии мы интенсивно общаемся с клиентом, чтобы понять его потребности, обсудить нюансы, предложить решение. К этому процессу задействованы руководитель проекта, аналитики и технологи. Это специалисты, которые общаются с банком на его языке.

По итогам обсуждения нюансов проекта формируется техническое задание: детальное описание того, что клиент получит.

Дополнительным итогом такой предварительной работы в обязательном порядке является создание дизайна системы. Также очень часто создается прототип системы, который зачастую презентуется руководству банка чтобы показать, как будет выглядеть будущее программное решение.

Кроме того, современные тенденции рынка ІТ требуют создания так называемого адаптивного дизайна — когда web-страницы интернет-банкинга корректно отображаются в любом браузере компьютера, ноутбука, планшета или мобильного телефона. Адаптивный дизайн позволяет пользователю комфортно себя чувствовать и работать с веб-приложением на любом гаджете.

Bankiua.com: Вы говорили, что процесс разработки интернет-банкинга занимает полгода. Это с учетом подготовки технического задания?

Д.Кузьмин: Да, подготовка технического задания занимает около трети процесса, то есть — два месяца.

Bankiua.com: Сколько стоят услуги ІТ компании по разработке интернет-банкинга?

Д.Кузьмин: Говорить о какой-то стоимости крайне сложно. Разработка абсолютно нового банкинга тарифицируется по одной цене, добавление новых функций — по другой. Стоимость напрямую зависит от трудоемкости и времени, которое команда потратила на реализацию тех или иных функций. Кроме того, весомым фактором ценообразования является интеграция с банковскими и внешними системами. Например, с коммунальными интеграторами, которые позволяют клиентам банка оплачивать коммунальные услуги, мобильную связь, интернет, кабельное телевидение.

Если мы говорим о типовом наборе, в который входит работа со счетами и привязанными к ним банковскими карточками, возможность менять лимиты, работать с кредитами и вкладами, осуществлять платежи в пользу третьих лиц, то это будет стоить несколько дестяков тысяч долларов. Но это индикативная цена, которая может сильно варьироваться. Каждый раз мы используем индивидуальный подход и делаем индивидуальный подсчет затрат, зависящий от многих факторов. Кроме того, мы всегда предлагаем заказчику комплексное решение «интернет-банкинг + мобильный банкинг», это позволяет существенно сэкономить на разработке, так как некоторые части систем являются идентичными по сути.

Bankiua.com: Какие задачи являются наиболее сложными в процессе разработки интернет-банкинга.

Д.Кузьмин: Одним из наиболее ресурсоемких процессов является интеграция с учетными и внешними системами. У клиента есть карточные счета, кредиты и депозиты. Информация об этих продуктах находится в разных учетных системах банка. В интернет-банкинге эти данные должны быть представлены в удобном, читаемом виде. То же самое касается и внешних систем, таких, как коммунальный интегратор. Должен сказать, что интеграция — это задача не столько сложная, сколько требующая детальной проработки и времени.

Второй ресурсоемкий процесс — это создание концепции дизайна. Это очень важный момент, ведь, если интерфейс будет неудобным для пользователя, система не будет пользоваться популярностью.

Bankiua.com: С какими департаментами банка взаимодействуете в процессе разработки?

Д.Кузьмин: Правильное построение проекта предусматривает взаимодействие с несколькими департаментами банка. Со стороны банка, как правило, формируется проектная команда, куда входят представители разных направлений. В любом случае, в работе участвует ІТ департамент. С его помощью организовывается взаимодействие с системами и данными банка, которые находятся в закрытом и открытом доступе. Важными игроками в процессе разработки являются представители розничного и корпоративного бизнеса (в зависимости от того, для какой аудитории клиентов мы создаём решение – для физических или юридических лиц). На этапе создания дизайна и макетов подключается департамент маркетинга и рекламы, сотрудники которого вносят пожелания по визуальному оформлению системы. Также сегодня во многих банках выделяется департамент внедрения и сопровождения систем дистанционного обслуживания клиентов или интернет-технологий. Сотрудники этого подразделения являются нашими первыми коллегами еще на точке входа. На разных стадиях разработки мы подключаем к работе разные департаменты.

Bankiua.com: Сейчас много банков внедряют мобильные приложения для интернет-банкинга. Насколько они популярны и эффективны среди клиентов?

Д.Кузьмин: Сегодня интернет-банкинг — это must have для любого финучреждения и выглядит даже странно, если у какого-то банка его нет. Мобильный банкинг присутствует у большинства банков и многими сейчас внедряется. Поделюсь интересной статистикой. За последние 1,5-2 года количество заходов в интернет-банкинг с помощью смартфонов и планшетов увеличилось до 50%-60% от общего числа. Популярность заходов в онлайн-банкинг через компьютеры и ноутбуки резко упала. Клиентам стало более удобно работать через мобильные устройства. Я уже вспоминал об адаптивном интерфейсе. Это первый шаг к соответствию современным тенденциям и требованиям клиента. Второй шаг — это разработка специального мобильного приложения для интернет-банкинга. Сегодня почти каждый банк разрабатывает мобильные приложения. Мы видим, что в мобильный банкинг добавляются некоторые новые функции по сравнению с веб-приложениями.  К примеру, одним из основных новшеств и трендов современного банкинга являются бесконтактные платежи. Выполнение оплаты за товары и услуги с помощью телефона (приложив его к терминалу), а не пластиковой картой, порой, вызываем крайнее недоумение у рядом стоящих покупателей, как, собственно, и у самого кассира. Однако, это уже есть в Украине.

А интеграция с социальными сетями позволяет в использовать их преимущества уже напрямую в нашем мобильном приложении – возможно многие уже слышали о тех же facebook-платежах.

Bankiua.com: Как вы считаете, какие услуги, которые сейчас предоставляются только при условии физического присутствия клиента в отделении, скоро полностью перейдут в онлайн?

Д.Кузьмин: Показательным и поучительным для Украины сегодня является опыт европейских банков, в частности М-Банка, который очень популярен в Польше. М-Банк — это цифровой банк, не имеющий отделений. Всеми услугами клиент может воспользоваться онлайн.

За последние 5-6 лет много функций банков переместились из отделений в онлайн. Сегодня в интернет-банкинге можно не только осуществлять платежи и переводы, но и оформить депозит, пополнить его или снять часть средств, выпустить или изменить лимиты по своим картам, оплатить коммунальные услуги, погасить кредит или же при желании получить такой кредит, заполнив заявку

Также появится услуга персонального менеджера, которая уже есть за границей. Клиенты смогут дистанционно обращаться к своему менеджеру (аудио или видео конференция), чтобы задать какой-то вопрос или подобрать для себя оптимальный банковский продукт.

Сегодня каждый банк ищет новые возможности для привлечения клиентов, а клиенты, в свою очередь, хотят получать большую часть услуг без посещения отделения. Поэтому перечень услуг, которые можно получить онлайн, будет расширятся.

И в ходе нашей беседы мы затронули лишь часть вопросов, которые больше касаются IT-решений для повышения качества обслуживания физических лиц. О новинках и трендах на IT-рынке, которые ориентированы на юрлиц, можно будет поговорить в следующий раз.

Bankiua.com: Спасибо за интересную беседу!

Интервью на сайте Bankiua.com

Поделиться:

Хотите узнать больше?

Оставьте свой номер телефона и мы с радостью
поделимся с Вами информацией